Тема: «Развитие мыслительной
деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим...»
Воспитатель: Пацинская Т.А
Актуальность темы
Ребенок рождается,
не обладая мышлением. Чтобы мыслить,
необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным
памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного
мышления.
Основным условием развития мышления детей является
целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок
овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала
простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые
взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
.Мышление развивается
на протяжении всей жизни ребенка в процессе его деятельности. На каждом
возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения
о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Развитие
познавательной активности, мыслительной деятельности у детей, вопрос актуальный на сегодняшний день..
В три-четыре года ребенок, пусть
несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать
предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту
и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых
объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о
природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг.
Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он
зачастую принимает за причину факта.
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим".
Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).
Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим".
Для
того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы
обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами.
Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или
игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий
творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав
воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.
Педагогам
следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим ...нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры.
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры.
При организации и проведении игр-занятий,
дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку
реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
На
четвертом году жизни
воображение у ребенка развито еще слабо. характерная особенность
мышления детей, тем ярче выраженная, чем моложе ребенок. Ребенок мыслит
образами, его
мышление конкретно. Малыша можно легко уговорить действовать
с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр),
но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и
возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают
формироваться и проявляться.
На ознакомление детей второй младшей возрастной группы с окружающим миром
(предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 4 занятия в
месяц.
Здесь
самое главное уметь распределить
на целый год учебный материал.
Примерная тематика занятий:
Тема: «Транспорт»
Программное содержание. Учить детей
определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет,
форма, величина, строение, функции и т.д.)
Тема: «Мебель»
Программное содержание. Учить детей
определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки
предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д.);
группировать предметы по признакам.
Тема: «Папа, мама, я – семья»
Программное содержание. Формировать
первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес к
собственному имени.
Тема: «Одежда»
Программное содержание. Упражнять
детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки
предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по
признакам.
Тема: «Чудесный мешочек»
Программное содержание. Дать детям
понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы
созданы природой.
Тема: «Кто в домике живет?»
Программное содержание. Учить детей
запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера,
особенности поведения.
Тема: «Помогите Незнайке»
Программное содержание. Побуждать
детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного
мира.
Тема «Теремок»
Программное содержание. Знакомить
детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.
Тема «Варвара-краса, длинная коса»
Программное содержание. Знакомить
детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама проявляет заботу о
своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.
Декабрь
мира» Программное содержание. Побуждать
детей определять, различать и описывать предметы природного мира и рукотворного
мира.
Комментариев нет:
Отправить комментарий