понедельник, 27 ноября 2023 г.

 

Кто в доме хозяин?

                                                                               Пацинская Татьяна Александровна

                                                                      воспитатель

                                                                       ГБДОУ детский сад №6

                                                                     Адмиралтейского района СПб

Аннотация

Наверное, всем  приходилось наблюдать, а иногда  быть участником подобных сцен-  ребенок, бьется об пол (конечно же , так, чтобы не было больно). Растерянная мама  взволнованно хлопочет вокруг малыша - "У тебя точно такая же дома машинка". В конце конов , материнское сопротивление сломлено  Ребенок  криками, слезами, капризами добивается исполнения своего желания.  Игрушка оказывается в руках  маленького манипулятора. "

Ключевые слова: манипулятор. шантаж, самоутверждение, гиперопека, неуправляемость, агрессия

    Ребенок- манипулятор- ребенок со склонностью влиять на окружающих

 ( взрослых, сверстников) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации формулировки, чтобы получить нужную реакцию и ответ. Ребенок, хорошо знающий "слабые места" родителей, использует их для достижения своих скрытых намерений.  Дети рано начинают чувствовать , на кого из взрослых подействуют слезы, на кого агрессия, а на кого лесть. И чем охотнее родители идут на уступки, чтобы избежать конфликта, тем чаще дети используют подобные приемы.

    В этой ситуации страдают обе стороны- родители  тратят свои нервы, медленно и верно сдавая позиции, превращаясь для ребенка в средство удовлетворения его потребностей. Но большой урон , как ни странно, получают сами дети. Малыш  обучается новой для себя модели отношений, основанных на шантаже, которая дает возможность быстрого и легкого самоутверждения.

Можно даже не сомневаться- из маленького манипулятора, если вовремя не принять мер, вырастет взрослый, который вместо людей, достойных уважения и любви, будет видеть перед собой объекты, которыми можно продуманно управлять ради собственной выгоды.

Откуда берутся дети - манипуляторы?

    Часто такие дети вырастают в семьях, где  культивируется сверхценное  отношение  родителей к своему чаду, это или единственный ребенок в семье , или постоянно болеющий. Гиперопека,  постоянное  потакание капризам, выполнение обязанностей

 ребенка за него приводят к тому, что у младшего члена семьи образуется уверенность в своем всемогуществе.

    Юный манипулятор может вырасти в семье, где очень занятые родители, либо родители в разводе. Взрослые в силу обстоятельств проводят мало времени с малышом и испытывают чувство вины, часто искупая его необоснованно дорогими подарками, что приводит к избалованности  ребенка.

   Но особенно часто ребенок манипулирует взрослыми, окружающими его, когда в семье нет четких параметров воспитания, нет соответствия требований  родителей и других родственников ( бабушек и дедушек)

   Кроме вышеперечисленного, есть причины неуправляемости ребенка, которые не всегда зависят от ошибок воспитания. Это могут быть: патология нервной системы, проявление невротизации, когда психологический климат, окружающий ребенок, далек от идеала; период  выздоровления от тяжелей болезни, когда организм ослаблен.

Но если все- таки  это не ваш случай, то никогда е поздно исправить поведение ребенка, проявив должную твердость.

На что обратить внимание родителям?

1. Самое главное - это  воспитательная последовательность и постоянство в обучении ребенка правилам поведения.

2. Общайтесь с ребенком на равных, не забывайте, что рядом с вами живет суверенная личность со своими, пусть и небольшими правами.

3.С раннего возраста вырабатывайте у ребенка уважение к чужому времени и частному пространству.

4. Предоставляйте  малышу возможность выбора, хотя бы в мелочах- что надеть, что почитать.

5. Терпение- это приобретенный навык, поэтому обучайте ему своего ребенка, постепенно удлиняя время ответа на его просьбы.

    Для формирования правильных взаимоотношений с людьми, ребенку важно чувствовать, где кончается  его личность и начинается личность другого. Задавая сыну или дочери определенные рамки, вводя понятия "можно" и "нельзя", мы на самом деле тем самым облегчаем им жизнь. Чуткое руководство взрослого идет ребенку на пользу- он учится контролировать свои эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность формируется  в соответствии с принципом реальности.

    Проявляя твердость по отношению к ребенку, не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестко вырастить несчастного человека, не способного к нормальному общению. Формируя правильное поведение ребенка, всегда давайте ему понять, что вас расстраивают его поступки, а не он сам.

 

 

 

 Список литературы :

 

1. А. Шабанова.  Журнал "Учимся играя", № 4, 2010г 

2. Черняева А.В "Психологические манипуляции в семье ребенка дошкольника: анализ родительских представлений"  2013г.

3. " Кузьмишина Т.Л. " Манипулятивное  общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной семье ". 2018г.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  « ЛЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ » Мало кто из взрослых помнит, насколько сложно и трудно маленькому ребенку ...