Кто в доме хозяин?
Пацинская Татьяна Александровна
воспитатель
ГБДОУ детский сад №6
Адмиралтейского района СПб
Аннотация
Наверное,
всем приходилось наблюдать, а
иногда быть участником подобных
сцен- ребенок, бьется об пол (конечно же
, так, чтобы не было больно). Растерянная мама взволнованно хлопочет вокруг малыша - "У
тебя точно такая же дома машинка". В конце конов , материнское
сопротивление сломлено Ребенок криками, слезами, капризами добивается
исполнения своего желания. Игрушка
оказывается в руках маленького
манипулятора. "
Ключевые слова: манипулятор. шантаж, самоутверждение,
гиперопека, неуправляемость, агрессия
Ребенок-
манипулятор- ребенок со склонностью влиять на окружающих
( взрослых, сверстников) адресно и
целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации формулировки, чтобы
получить нужную реакцию и ответ. Ребенок, хорошо знающий "слабые
места" родителей, использует их для достижения своих скрытых намерений. Дети рано начинают чувствовать , на кого из
взрослых подействуют слезы, на кого агрессия, а на кого лесть. И чем охотнее
родители идут на уступки, чтобы избежать конфликта, тем чаще дети используют
подобные приемы.
В этой ситуации страдают обе стороны-
родители тратят свои нервы, медленно и
верно сдавая позиции, превращаясь для ребенка в средство удовлетворения его
потребностей. Но большой урон , как ни странно, получают сами дети. Малыш обучается новой для себя модели отношений,
основанных на шантаже, которая дает возможность быстрого и легкого
самоутверждения.
Можно
даже не сомневаться- из маленького манипулятора, если вовремя не принять мер,
вырастет взрослый, который вместо людей, достойных уважения и любви, будет видеть
перед собой объекты, которыми можно продуманно управлять ради собственной
выгоды.
Откуда
берутся дети - манипуляторы?
Часто такие дети вырастают в семьях,
где культивируется сверхценное отношение
родителей к своему чаду, это или единственный ребенок в семье , или
постоянно болеющий. Гиперопека,
постоянное потакание капризам,
выполнение обязанностей
ребенка за него приводят к тому, что у
младшего члена семьи образуется уверенность в своем всемогуществе.
Юный манипулятор может вырасти в семье, где
очень занятые родители, либо родители в разводе. Взрослые в силу
обстоятельств проводят мало времени с малышом и испытывают чувство вины, часто
искупая его необоснованно дорогими подарками, что приводит к
избалованности ребенка.
Но особенно часто ребенок манипулирует
взрослыми, окружающими его, когда в семье нет
четких параметров воспитания, нет соответствия
требований родителей и других
родственников ( бабушек и дедушек)
Кроме вышеперечисленного, есть причины
неуправляемости ребенка, которые не всегда зависят от ошибок воспитания. Это
могут быть: патология нервной системы, проявление невротизации, когда
психологический климат, окружающий ребенок, далек от идеала; период выздоровления от тяжелей болезни, когда
организм ослаблен.
Но
если все- таки это не ваш случай, то
никогда е поздно исправить поведение ребенка, проявив должную твердость.
На что обратить
внимание родителям?
1. Самое главное - это воспитательная последовательность и
постоянство в обучении ребенка правилам поведения.
2. Общайтесь с ребенком на равных, не
забывайте, что рядом с вами живет суверенная личность со своими, пусть и
небольшими правами.
3.С раннего возраста вырабатывайте у ребенка
уважение к чужому времени и частному пространству.
4. Предоставляйте малышу возможность выбора, хотя бы в мелочах-
что надеть, что почитать.
5. Терпение- это приобретенный навык,
поэтому обучайте ему своего ребенка, постепенно удлиняя время ответа на его
просьбы.
Для формирования правильных взаимоотношений с
людьми, ребенку важно чувствовать, где кончается его личность и начинается личность другого.
Задавая сыну или дочери определенные рамки, вводя понятия "можно" и
"нельзя", мы на самом деле тем самым облегчаем им жизнь. Чуткое
руководство взрослого идет ребенку на пользу- он учится контролировать свои
эмоции, адекватно реагировать на жизненные трудности, его личность
формируется в соответствии с принципом
реальности.
Проявляя твердость по отношению к ребенку,
не стоит обвинять себя в жестокости. Куда более жестко вырастить несчастного
человека, не способного к нормальному общению. Формируя правильное поведение
ребенка, всегда давайте ему понять, что вас расстраивают его поступки, а не он
сам.
Список литературы :
1. А.
Шабанова. Журнал "Учимся
играя", № 4, 2010г
2. Черняева
А.В "Психологические манипуляции в семье ребенка дошкольника: анализ
родительских представлений" 2013г.
3. "
Кузьмишина Т.Л. " Манипулятивное
общение между детьми дошкольного возраста и их родителями в современной
семье ". 2018г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий