Консультация для родителей
«Сказкотерапия в жизни
дошкольников»
Сказкотерапия – это
лечение дошкольников сказками.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки.
Испокон веков люди использовали психотерапевтическое воздействие сказки для
передачи знаний о жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев
несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание
малышей. Без сказки у ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где
сбываются желания.
Доступными для понимания словами в увлекательной форме
сказка представляет окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За
короткое время показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает
возможность примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.
Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить
жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя зашифрованные
в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир бессознательного, и на
внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный мир переживаний и чувств.
Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми
результативными способами воспитательной и образовательной работы с
дошкольниками.
В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?
«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и
эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность,
страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в
работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций: нарушения
слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми с заболеваниями
аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут только педагоги,
психологи и логопеды.
Сказкотерапия может применяться и
к абсолютно здоровому и нормально развивающемуся малышу. С помощью сказок
родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.
Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?
Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с
возникшими проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы
перепробованы, но значимого результата они не принесли.
Сказкотерапия -это не просто способ
воспитания, а прежде всего методика психологической коррекции. И если родители
не имеют должного опыта и образования в данной области, то лучше доверить эту
работу специалисту – педагогу.
Виды сказок, применяемых педагогами:
1) Медитативные (используются
для освобождения от психоэмоционального напряжения). Как правило, в сюжете
медиативных сказок отсутствуют отрицательные герои и конфликты.
2) Дидактические,
в форме учебной задачи. Используются для передачи новых для детей знаний.
3) Художественные (народные).
В них заключена мудрость народа. А простой, доступный сюжет способствует
нравственному воспитанию.
4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый конец.
Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки по
образам главных героев.
5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на поведение
дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу возможность подумать
наедине с самим собой.
Терапевтическая сила сказок.
Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется
развитием образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией,
но особой реальностью.
Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном
уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и
обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль родителя,
чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет малышу другими
глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.
Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт,
упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть возникшие
проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают ребенка, обогащая
его знания. Сказка для ребенка является учебником жизненных и духовных знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий