среда, 25 мая 2022 г.

 

Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи

                                                                    

Аннотация: ечь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им" Г. Гегель.

 В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже

Ключевые слова:   картина, обучение, требование, формирует уверенность, развивает воображение, словарный запас, описательный рассказ, отработки навыков разговорной речи.

          Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, позволяет говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения  рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С.Л. Рубинштейн, Г.Г.Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Требование к картине.

 

     -Интересное , понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

     -Реалистичное изображение.

     -Картина должна быть высокохудожественной.

     -Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине.

        -Составление описательного рассказа по предметной картине.

        -Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

        -Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

        -Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

        -Составление описательного рассказа по пейзажной картине и     натюрморту.

         -Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требование к рассказам детей:

точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность

использования языковых средств( точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

          Я  воспитатель младшей группы. Поэтому более подробно остановлюсь на  занятиях этой группы.

 

Занятия в младшей группе.

Цели

          1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

          2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям , упражняющим  в связной речи( ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

 

Структура занятия.

           Часть 1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

           Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

             Основной прием проведения занятия - беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:

             -Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

            - Игра "Прятки"(картинки прячут- расставляют по разным доступным местам, дети находят их и приносят, называют).

              Возможно чтение воспитателем какого либо авторского рассказа.       Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома вместе с родителями  нарисовать.

           К концу года становится возможны переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

 

Характерные особенности занятий.

          - Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

          -Обязательное наличие эмоциональных и игровых  приемов.

          -Использование литературных и художественных ставок.

 

Возможные приемы.

          - Игра:"Расскажи кукле"

          - Выбор объекта описания.

          - Инсценировка ( в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними.

          - Предложить ребенку встать на место того, кто "нарисован"(Как будто это мы гуляем", "Как будто это наш котенок).

 

Литература.

 

            1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под. ред.Ф.А. Сохина, М.. Просвещение, 1976

            2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М. Владос, 2005

            3.Алексеева М. М., Яшина В.И..Методика развития и обучения родному языку дошкольников.- М. Академия,  1997

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  « ЛЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ » Мало кто из взрослых помнит, насколько сложно и трудно маленькому ребенку ...