вторник, 19 января 2021 г.

 

Накопление словарного  запаса детьми дошкольного возраста"

Пацинская Т.А.

     За последние десятилетия резко возросла речевая патология дошкольного возраста.

 В частности, по Санкт-Петербургу приводятся такие цифры: у 70-90% детей, посещающих дошкольное образование имеются признаки задержки развития  речи разной степени выраженности и разного качества. Эти буквально кричащие  цифры обязывают всех нас к тому, чтобы каждый ребенок в период становление у него речи, был в поле внимания взрослых.

     Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения.. Это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.

     Отклонение т нормы( отставание) в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством произношения. Хотя все эти три стороны речи представляют собой неразрывное единство и развиваются одновременно, особенности формирования каждой их них требует отдельного рассмотрения. Это поможет родителями  педагогам дошкольного учреждения своевременно заметить возможные отклонения о нормы, а значит и принять соответствующие меры.

       Родители обычно с особым нетерпением ожидают появление у ребенка первых слов. Именно с накоплением словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.

      Как происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития?

Самые первые слова у ребенка, обычно появляются к году. Эти слова ( мама, папа, баба) представляют собой слова- предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую то жалобу и просьбу дать ему игрушку, "взять на ручки" и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим  строем речи.  А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то усвоенные  слова он произносит неправильно, искаженно т( "афета, кука, пать...). До определенного возраста это вполне нормально,, не должно вызывать тревоги у родителей. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5-6 годам.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов

.В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью,- названия окружающих предметов, игрушек, повседневных действий. Усвоение слов зависит от тех условий, в которых живет и воспитывается ребенок.

Примерно с3-3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова, которые обозначают не какой- то предмет, а целые группы однородных предметов: посуда, одежда, овощи, фрукты ..)

Это очень важный этап, являющийся самым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.

       Все названия предметов ( имена существительные, т.е  слова, отвечающие на вопросы кто? и что? подразделяются на смысловые группы, например : одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, деревья , звери, транспорт, времена года и т.п.

      Название  действий предметов и состояний (глаголы, т.е слова, отвечающие на вопрос : что делает?). Это действия людей ( читает, убирает, шьет, моет), способы передвижения животных

( бегает, прыгает, ползает, плавает), наименование явлений природы (светит, моросит, морозит)

       Название признаков предметов (имена прилагательные, отвечающие на вопросы какой?, чей?) подразделяются  на такие смысловые группы: по цвету (желтый, синий, красный, зеленый и т.д) по форме( круглый, прямоугольный, овальный), по величине или размеру (большой, узкий, длинный), по температуре (горячий, холодный), по материалу (стеклянный, меховой, кожаный)

Словарный запас ребенка систематизируется постепенно. Сначала малыш запоминает предмет, а потом повторяет вслед за взрослыми действия предметов

       Мы говорили пока только о нормальном ходе накопления ребенком словарного запаса. Однако не у всех детей этот процесс протекает нормально. Поэтому родителям и педагогам необходимо знать основные признаки отклонений от нормы, чтобы ребенку своевременно помочь. Насторожить  здесь должно следующее.

    1.Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года    появляются лишь после 2-4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития.

    2. "Застревание" на первых словах. Иногда первые слова у детей в положенный срок, т.е к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счет лепетных слов, непонятных окружающим. Это тоже отклонение от нормы.

    3.  Обогащение словарного запаса происходит только за счет имен существительных при почти полном отсутствии в речи ребенка глаголов, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в  каждом предложении должен быть глагол.

    4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов (иногда до 100), образно говоря, рассыпают их как горох, не пытаясь построить фразу

(связать их между собой).. Это говорит о резкой задержке перехода к фразовой речи, которая в норме начинает проявляться после полутора лет.

    5. "Неулавливание" окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы не замечая их окончания, тогда как при нормальном ходе речевого развития еще до перехода к фразовой речи ребенок начинает использовать и косвенные формы речи. Например, девочка, протягивая руку к кукле и как бы прося ее дать, говорит: "Ку-ку  (а не Кука"), хотя вместо фразы может сказать пока еще только одно слово. Это очень важный признак того, что ребенок начинает овладевать грамматическим строем речи.

    6. Бедность словарного запаса слов. Недостаточно точно понимают значение слов.

    7. Длительное припоминание слов при назывании изображенных  на картинках предметов. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок должен "разыскивать" их в своей памяти.

   8. Частые перестановки слогов и звуков в словах- нарушение структуры слов (дерево- деверо, мотолок- молоток)

        При появлении подобных особенностей в речи ребенка нужно без промедления показать его специалистам и сразу принимать необходимые меры: чем раньше начинается коррекция, тем эффективнее она будет. В некоторых случаях  это могут делать родители, используя специальные пособия.

    И последнее... Долг педагога  призвать родителей  и всех взрослых людей к тому, чтобы они не употребляли в свое речи разного рода "бранные слова", "жаргоны". Это унижает и оскорбляет прекрасный русский язык. Речь взрослого  должна быть образцом для подражания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  « ЛЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ » Мало кто из взрослых помнит, насколько сложно и трудно маленькому ребенку ...